Удалять или не удалять: катализатор Kia Sportage 4

В корейских автомобилях катализатор Киа Спортейдж 4 считают вполне надежной деталью. Производителем не предусмотрена его замена, т.к. этот элемент, расположенный в выпускном коллекторе.

Но на практике оказывается, что эти нейтрализаторы выходят из строя быстрее.

Катализатор Kia Sportage 3

Немного теории

Все о катализаторе Kia Sportage 4

Появились катализаторы в 20-м веке, их цель – снижение токсичности выхлопных газов у моторов с искровым зажиганием. Изнутри эта деталь Киа Спортейдж 4 состоит из пористого керамического блока с сотовой структурой. На керамику нанесен слой активаторов, наверху которого – активный каталитический слой из напыленного благородного металла. Это может быть палладий, платина, родий. На этом слое активируются химические реакции превращения азотных и углеродных оксидов в менее токсичный диоксид углерода и газообразный азот. Невыгоревшие углеводороды превращаются в воду и диоксид углерода.

Исправный нейтрализатор очищает таким образом выхлопные газы до 98%.

При этом не происходит износа активного вещества, в реакциях оно не расходуется.

Все о катализаторе Kia Sportage 4

В современные Киа Спортейдж 4, к которым применяются нормы токсичности по стандартам Евро-5 или 6, эти детали ставят как можно ближе к мотору (в выпускной коллектор). К головке блока цилиндров катколлектор крепятся болтами либо шпильками через прокладку. При этом после запуска мотора нагревание активной зоны катализатора происходит гораздо быстрее и обработка выхлопных газов у Киа Спортейдж 4 ускоряется. Холодный катализатор со своей задачей справиться не в состоянии, т.к. для реакций требуется рабочая температура более 300 градусов Цельсия.

Все о катализаторе Kia Sportage 4

Для контроля за катализатором ставят лямбда-зонд, второе название которого – кислородный датчик.

Аналогичный контроллер стоит и перед катализатором Kia Sportage 4, назвается управляющим, а который стоит после катализатора – диагностическим.

Поломки каталитического нейтрализатора

Каким образом катализатор Kia Sportage 4 может выйти из строя? Наиболее распространенная неисправность – оплавление активного элемента. Если температура выходящих газов превышает 900 градусов, то керамические соты спекаются, это приводит к трудностям с удалением отработанных газов. Обычно этот процесс происходит быстро, лавинообразно. Чем выше процент забитых сотов, тем сильнее перегреваются остальные.

Следующий вид поломки – керамика начинает крошиться, т.е. разрушаться. И здесь неприятный момент в том, что частицы керамики из-за близости к двигателю Киа Спортейдж 4 могут попасть внутрь цилиндров, и действовать внутри, как жесткий абразив.

Поломки катализатора

Третий вид поломок – забивание катализатора маслом и продуктами неполного выгорания топлива.

Керамика теряет пористость, двигатель начинает задыхаться, т.к. для отработанных газов практически нет выхода.

Многие производители используют вместо керамики пористую структуру из металла. Такое решение зарекомендовало себя более надежным. Но и такая деталь Киа Спортейдж 4 подвержена разрушению.

Заподозрить, что керамические соты спеклись и оплавились, можно по косвенному симптому снижения мощности мотора. Постепенно машина всё хуже разгоняется, дело заканчивается тем, что мотор прекращает набирать обороты. Все сложнее становится запустить двигатель, а максимальная скорость становится все меньше. Заканчивается тем, что двигатель не запускается. Но при появлении таких проблем на панели приборов сразу загорается индикатор, не заметить это невозможно.

Поломки катализатора
К чему приводит поломка катализатора ?

Гораздо страшнее, когда с поверхности сот начинают осыпаться крошки керамики. Происходит все это из-за превышения температуры в катализаторе Киа Спортейдж 4, причина чего – некачественное горючее, которое не выгорает в двигателе, а дожигается в системе выпуска. Крошиться соты начинают в месте, наиболее приближенном к двигателю. Когда мотор работает в разных режимах, часть отработанных газов забрасывается в его цилиндры, и вместе с этим туда попадает и абразивная керамическая пыль, которая карябает стенки цилиндров и быстро портит поршни.

Причины поломки катализатора Киа Спортейдж 4

Причины поломки катализатора

  • Горючее с низким октановым числом с трудом поджигается, поэтому горючее не успевает сжигаться внутри мотора Спортейдж 4. Смесь воздуха и паров бензина догорает на выпуске, в результате чего отработанные газы имеют слишком высокую температуру
  • Система зажигания срабатывает через раз, т.е. работает неправильно, пропускает циклы зажигания. В результате в цилиндре топливо не поджигается вовремя, и горит потом в катализаторе.
  • Механическое разрушение детали из-за повышенной вибрации двигателя или ударов по самой детали. Или термические удары – если раскаленный катализатор окатывается холодной водой из лужи, он может легко потрескаться.
  • Неисправный лямбда-зонд может привести к неправильному формированию топливо-воздушной смеси. То же происходит при протекающих негерметичных форсунках.
  • Бензин с присадками, которые могут быть некачественными или они добавлены в неправильном соотношении, что вызывает догорание топлива в катализаторе.
  • Новые модификации моторов для достижения минимальной токсичности выхлопа нацелены на стремительный прогрев катализатора.
  • На холоде электронный блок управления двигателем автоматически переобогащает смесь, чтобы мотор быстрее прогревался, в результате она не выгорает внутри мотора.

Замена вышедшего из строя нейтрализатора Sportage 4

Меняем катализатор

Заменить катализатор в Киа Спортейдж 4 далеко не всем по карману, если говорить об оригинальной детали.

Меняем катализатор

Как можно поступить?

  • Можно освободить коллектор от начинки, при этом придется перепрошить блок управления Sportage 4, чтобы он не замечал сигналы последнего лямбда-зонда.
  • Также обмануть ЭБУ можно путем монтажа электронной либо механической «обманки». Последняя – это втулка с закрепленным куском катализатора. Электронная обманка имитирует нормальные сигналы лямбда-зонда.
  • Если выбивается начинка катализатора, то вместо нее нужно поставить пламегаситель. Это последовательность перфорированных камер, в которых отработанные газы снижают давление и температуру. Такой прием уменьшает шум и снижает тепловую нагрузку на остальные элементы выхлопной системы. Блок управления также придется «обманывать».
  • Можно поставить универсальный катализатор, который, в отличие от керамического блока, ремонтируется. Он обычно сделан из металла.
Универсальный катализатор
Меняем на пламегаситель

Эффективность его работы ниже, но все же это лучше, чем ничего.

Заключение

Уменьшающий токсичность выхлопа катализатор Спортейдж 4 работает не для «зеленой» галочки. Благодаря ему в Ваш организм попадает меньше ядов.

Поэтому не стоит отказываться от этого дожигателя только потому, что раньше его не было.

Видео

Поставьте оценку:
Сохраните, чтобы не потерять:
АвтоМонитор
Добавить комментарий